Санкт-Петербургские ведомости,
4 июня 2008 г.
Сам себе надзор
1138 просмотров
Вопрос о переносе части функций государственного регулирования на предпринимателей сегодня широко обсуждается. В декабре 2007 года принят федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (СРО), в котором предусмотрена возможность обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в этих самых саморегулируемых организациях. Многие профессиональные сообщества понимают необходимость и выгоды таких объединений, но механизмы их регулирования, принятые законодательно, вызывают пока больше вопросов, чем ответов.
Новый закон заслужил внимание практически всех профессиональных сообществ: Всероссийского союза страховщиков, Ассоциации российских банков, Ассоциации пенсионных фондов, Союза арбитражных управляющих, Института профессиональных аудиторов и многих других. Недавно он обсуждался экспертами на конференции, проходившей на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Согласно новому закону, саморегулирование понимается как самостоятельная деятельность профессионалов, основанная на определенных стандартах и правилах. Причем стандарты эти вырабатывают сами члены саморегулируемых организаций. Закон также регламентирует отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса саморегулируемой организации. Таковой признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом «О некоммерческих организациях» (НКО). Организация такая должна соответствовать ряду требований. Так, в составе СРО должно быть не менее 25 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности. СРО должна обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого своего члена перед потребителями товаров или услуг через страхование или с помощью специального компенсационного фонда. Компенсационный фонд – это механизм обеспечения коллективной ответственности за ущерб, нанесенный потребителям членами СРО. Сегодня в стране насчитывается более 300 тыс. некоммерческих организаций. Однако далеко не все из них саморегулируемые. А только те, кто обладает несколькими признаками. Первый – достаточное количественное представительство. Второй – наличие опубликованных правил деятельности. Третий – наличие механизмов ответственности перед потребителями. Теперь всевозможные гильдии, хотя бы тех же «ларечников» или предприятий общественного питания, могут устанавливать свои стандарты, защищать свои интересы, чтобы пользоваться преимуществами на конкурентном рынке. К примеру, если на бутылке с водой будет стоять знак о членстве в ассоциации – значит есть дополнительная страховая защита и потребителя, и производителя товара. А это серьезное конкурентное преимущество. Хотя членство в СРО является добровольным, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного присоединения к ним для предприятий, занимающихся отдельными видами деятельности. Например, эксперты считают, что членство в СРО позволит малому бизнесу успешнее отстаивать свои права в суде, так как саморегулируемая организация в состоянии нанять хорошего юриста. Известно, что регулировать предпринимательскую деятельность можно двумя способами: либо лицензированием, либо с помощью так называемых институтов общественного регулирования. Второй принцип заложен в деятельность нотариата, профессиональных оценщиков, участников рынка ценных бумаг, рекламистов, аудиторов, страховщиков. По мнению специалистов, организации профессионалов нужны также в качестве противовеса медлительности и консерватизму, свойственным государственному аппарату. Поэтому, считают эксперты, для полноценного функционирования рынка необходимо передать ряд функций регулирования негосударственным структурам. Согласно новому закону, саморегулируемым организациям отведена роль посредника между органами государственной власти, профессиональными участниками рынка и их клиентами. Институт СРО рассматривается экспертами также как инструмент защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля, его необоснованного вмешательства в рыночные процессы. Новый закон, по мнению его разработчиков, призван коренным образом изменить систему регулирования экономики и снизить степень давления со стороны государства на предпринимательские и профессиональные отношения. Фактически в СРО передаются функции лицензионного контроля, установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, проверки соблюдения законности компаниями – членами СРО. Однако уже на этапе обсуждения концепция законопроекта вызвала неоднозначную реакцию со стороны представителей самых различных отраслей. Мнения разделились от полной поддержки до абсолютного неприятия. В первую очередь сомнения вызывает сам факт готовности нашего предпринимательского сообщества к саморегулированию. Тем более с такими широкими полномочиями. Существует мнение, что создание СРО приведет к сращиванию бизнеса и власти и в конечном итоге не облегчит жизнь предпринимателям, а, наоборот, загонит их в еще более жесткие рамки по сравнению с системой существующего государственного контроля. Известно, что саморегулирование только тогда оправданно, когда оно экономически эффективно. Всем понятно, что в СРО приходят организации, которые прошли первый этап выживания на рынке. Кроме того, важно, чтобы не повторился принцип сталинской коллективизации: «Колхоз – дело добровольное, но если не хочешь вступать – отберем скотину». Действительно, о какой экономической эффективности можно говорить, когда, к примеру, процедура наказания нарушителя, прописанная в законе, перещеголяла все мыслимое и немыслимое бюрократическое крючкотворство? Так, если потребитель считает, что нарушены его права, он может пожаловаться в то СРО, чьим членом является производитель. СРО за установленное ею самой время должна рассмотреть жалобу и направить к производителю представителя контрольного отдела. Затем после доклада об итогах проверки в дисциплинарном комитете необходимо направить предложения в совет СРО для принятия окончательного решения. И если нарушение подтвердилось, следует уведомить Федеральную регистрационную службу о принятии мер воздействия, а также опубликовать информацию о сути конфликта и мерах наказания виновных в средствах массовой информации. Понятно, что такие сложные механизмы не способствуют работоспособности системы СРО. А значит, пока они не будут упрощены, и предприниматели, и их клиенты будут сталкиваться с разного рода трудностями.
Андрей ГАЛИЦКИЙ
Вся пресса за 4 июня 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Страховое право, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
|
РБК.Тюмень, 9 ноября 2024 г.
В Тюменской области из-за аккуратных водителей подешевело ОСАГО
|
8 ноября 2024 г.
|
|
Московский комсомолец, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили идею компенсации морального ущерба за кражу персональных данных
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
ЦБ получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финуслуг
|
|
cbr.ru, 8 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года Банк России получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг
|
|
Известия онлайн, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили функцию напоминания об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|